«Анна на шее»: незаурядный фильм о заурядных людях
Фильм «Анна на шее», снятый Исидором Анненским по одноимённому рассказу Чехова, на мой взгляд — тот редкий случай, когда фильм не только не искажает писательского замысла, но, напротив, помогает понять и почувствовать всю его глубину. А какая роскошная постановка, какой замечательный актёрский состав! Блистательная Алла Ларионова, харизматичный Александр Вертинский… да абсолютно все артисты в этом фильме хороши! Всё-таки не зря ему дали «Золотую оливковую ветвь» международного кинофестиваля.
Первый раз я смотрела «Анну на шее» лет в 10-11. Помню, что с самого начала фильма буквально приросла к экрану. Вместе с героиней грустила, страдала, негодовала на противного Модеста Алексеича, а затем упивалась нежданным триумфом на балу в дворянском собрании… Одним словом, фильм поразил воображение и запал в душу.
Предметом моего особого восхищения в этой картине всегда были костюмы, особенно прекрасное бальное платье героини. Могу ошибаться, но, мне кажется, что костюмы и причёски фильма полностью соответствуют эпохе — 90-м годам 19 века. Ну, и сцена бала в дворянском собрании, декорации, танцы… ах, мечта, мечта! И совсем не хочется думать, что всё это — лишь мишура и суета сует, а настоящими чувствами и подлинной романтикой здесь и не пахнет…
Что же касается моего отношения к героине, то оно, скорее, нейтральное. Аня — самый обычный человек, каких много, не слишком хороший и не слишком плохой. То есть, на мой взгляд, её не за что особо любить или ненавидеть. Плохо, конечно, что она забыла о бедственном положении братишек, закрутившись в вихре светских удовольствий…
Ну так, а кто мешал им почаще напоминать о себе сестре? К чему эта гордость, чувство оскорбленного достоинства? Можно подумать, что Аня была прямо-таки обязана заботиться о них или о своём непутёвом папаше, по вине которого ей пришлось выйти замуж за гадкого и жадного старикашку с менталитетом лакея! Между прочим, тоже мало радости — делить с таким типом постель… Про непревзойдённое занудство сего феерического персонажа уж помолчу!
А была ли у героини альтернатива браку по расчёту? Пожалуй, если и была, то самая жалкая и безрадостная: пойти в гувернантки, то есть, обречь себя на унизительное зависимое положение. К тому же в такой дом, где есть нормальные мужчины, юную красавицу, разумеется, не взяли бы… Нет уж, не стану я осуждать героиню за то, что она выбрала именно такой жизненный путь.
Впрочем, мне кажется, что и Антон Павлович Чехов в этом рассказе никого не осуждает, а просто показывает жизнь, как она есть.