Мода реставрации и раннего бидермейера
«Мода реставрации» — это период 1815-1820 годов.
«Ранний бидермейер» — период 1820-1825 годов.
Те самые времена, когда Александр Пушкин был юн, беззаботен и весел, а российское дворянство надеялось на демократические перемены. А в Европе пошёл интерес к истории средних веков и ренессанса. После падения империи Наполеона античность уже не привлекала.
Что такое «мода реставрации»? Говоря по-простому, это сочетание ампира с элементами моды 16 века, конкретно — моды времён Екатерины Медичи, Карла Девятого и Генриха Третьего.
О раннем бидермейере я писала здесь: Женская мода раннего бидермейера, переход от высокой талии к естественной.
С 1815 по 1822 год женская мода совершала плавный переход от стиля ампир к бидермейеру. Изменения коснулись прежде всего дневных платьев. Появились плоёные воротники под 16 век, потом – оборки на рукавах и юбках, бантики, рюшечки, кокетки.
В вечерних и бальных нарядах ещё царил ампир, но постепенно появлялась отделка на юбках и рукавах. Вошли в моду платья, покрытые сверху тюлем или газом, нередко усыпанным «блёстками», как на портретах 6 и 7. На обеденных и вечерних платьях (не бальных!) стал появляться прозрачный газовый рукав, который с 1825 года расширится и станет невероятно популярным — см. портрет 9.
Капоры становились широкими, их украшали пышными перьями и лентами.
Вошли в моду игривые локоны на висках… к 1825 году они перерастут в плотные пучки локонов. Иногда только по этим локонам да по форме пучка за макушке (или уложенных короной кос) и можно определить дату написания портрета, если дама изображена в бальном платье. Потому что, повторюсь, в бальной моде апмир держался вплоть до 1823 года, когда линия талии переместилась на место, находящееся между талией и «под грудью».
Ж.Б.Сенгри. Портрет графини Н.П.Строгановой,1820 год
Жан Анри Беннер. Варвара Алексеевна Репнина, 1817 год
Венецианов. Портрет Н.П.Строгановой, 1810-е годы
Франц Стирбрандт. Портрет Екатерины Павловны, герцогини Вюртембергской, 1819 год
Екатерина Петровна Демидова, ур.Лопухина, первая половина 1820-х, художник неизвестен
William Beechey, портрет Китти Пак, около 1820 года
Alexandre J. Dubois Drahone. Портрет Amélie Du Bois, 1821 год
Мария Раевская. Начало 1820-х, неизвестный художник
The Duchess of Kent and Princess Victoria by Sir William Beechey, 1821 год
Авдотья Ивановна Голицына, ур. Измайлова, начало 1820-х.
Митуар Бенуа Шарль. Варвара Сергеевна Альберт, 1822 год