Элизабет Виже-Лебрен — живописец нескольких эпох
Надоела мне что-то эпоха турнюров, так что делаю перерыв в теме и перехожу к другим временам.
Элизабет Виже-Лебрен (Vigée-Lebrun), (1755 — 1842) — необычайно талантливая и популярная французская художница конца 18 — начала 19 века. Благодаря своему таланту и личностным качествам стала придворной портретисткой и подругой Марии-Антуанетты. Из-за французской революции была вынуждена покинуть Францию. В 1795 году Элизабет Виже-Лебрен оказалась в Санкт-Петербурге, где её хорошо приняли и где она задержалась на целых 7 лет. Здесь, в северной столице России, Виже-Лебрен написала более 50 портретов, многие из которых стали знаменитыми на весь мир.
Для тех, кто увлекается историческими модами, портреты Виже-Лебрен — настоящий кладезь сокровищ. По галерее портретов художницы можно проследить, как мода второй половины 18 века постепенно переходит в «античную» (моду французской революции и директории), а затем — в моду ампира. Причём, мне кажется, что меняются не только платья и причёски, но также и лица, их выражения. То есть меняются эпохи.
Первым размещаю один из моих любимых портретов Виже-Лебрен, затем — в порядке исторической очерёдности.
Портрет княгини Анны Голицыной, около 1797 года.
Из книги М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времён и народов», пояснение к данному портрету:
«Анна Голицына написана в платье «а ля антик» с элементами турецкой моды. На ней драпированное платье классического фасона из шанжана кошенильного цвета на жёлтой подкладке. Его высокая талия подчёркнута красным поясом, расходящиеся полы платья приоткрывают другое платье-рубашку с длинными рукавами из белого газа на белом чехле из тафты. Замечателен красно-карминный тюрбан с такого же цвета эспри из перьев цапли и завитых страусовых перьев. Украшения княгини характерны для второй половины 1790-х годов: — это «рабские» цепи на шее, камея у основания эспри на тюрбане, фибулы на плечах и парные золотые «античные» браслеты на руках».
Lady folding a letter, 1784 год
Портрет дочери, 1786 год
Portrait of Madame Mole-Raymond, 1787 год
Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя детьми, 1787 год
Автопортрет с дочерью, 1789 год
Портрет графини де ла Шатр, 1789 год
Портрет графини Екатерины Скавронской (племянницы Григория Потёмкина), около 1790 года
Countess Kaganeck as Flora, 1792 год
Портрет графини Варвары Головиной, 1798 год
Портрет Великой Княгини Елизаветы Алексеевны (жена Александра Первого), 1795 год
Портрет Елизаветы Алексеевны, российской императрицы, 1801 год
Примечание: «Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя детьми» — возможно, название картины неточное.