Главная > Прекрасные леди минувших эпох > Элизабет Виже-Лебрен — живописец нескольких эпох

Элизабет Виже-Лебрен — живописец нескольких эпох

Надоела мне что-то эпоха турнюров, так что делаю перерыв в теме и перехожу к другим временам.

Элизабет Виже-Лебрен (Vigée-Lebrun), (1755 — 1842) — необычайно талантливая и  популярная французская художница конца 18 — начала 19 века. Благодаря своему таланту и личностным качествам стала придворной портретисткой и подругой Марии-Антуанетты. Из-за французской революции была вынуждена покинуть Францию. В 1795 году Элизабет Виже-Лебрен оказалась в Санкт-Петербурге, где её хорошо приняли и где она задержалась на целых 7 лет. Здесь, в северной столице России, Виже-Лебрен написала более 50 портретов, многие из которых стали знаменитыми на весь мир.

Для тех, кто увлекается историческими модами, портреты Виже-Лебрен — настоящий кладезь сокровищ. По галерее портретов художницы можно проследить, как мода второй половины 18 века постепенно переходит в «античную» (моду французской революции и директории), а затем — в моду ампира. Причём, мне кажется, что меняются не только платья и причёски, но также и лица, их выражения. То есть меняются эпохи.

Первым размещаю один из моих любимых портретов Виже-Лебрен, затем — в порядке исторической очерёдности.

Портрет княгини Анны Голицыной, около 1797 года.

Из книги М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времён и народов», пояснение к данному портрету:

«Анна Голицына написана в платье «а ля антик» с элементами турецкой моды. На ней драпированное платье классического фасона из шанжана кошенильного цвета на жёлтой подкладке. Его высокая талия подчёркнута красным поясом, расходящиеся полы платья приоткрывают другое платье-рубашку с длинными рукавами из белого газа на белом чехле из тафты. Замечателен красно-карминный тюрбан с такого же цвета эспри из перьев цапли и завитых страусовых перьев. Украшения княгини характерны для второй половины 1790-х годов: — это «рабские» цепи на шее, камея у основания эспри на тюрбане, фибулы на плечах и парные золотые «античные» браслеты на руках».

Lady folding a letter, 1784 год

Портрет дочери, 1786 год

Portrait of Madame Mole-Raymond, 1787 год

Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя детьми, 1787 год

Автопортрет с дочерью, 1789 год

Портрет графини де ла Шатр, 1789 год

Портрет графини Екатерины Скавронской (племянницы Григория Потёмкина), около 1790 года

Countess Kaganeck as Flora, 1792 год

Портрет графини Варвары Головиной, 1798 год

Портрет Великой Княгини Елизаветы Алексеевны (жена Александра Первого), 1795 год

Портрет Елизаветы Алексеевны, российской императрицы, 1801 год

Примечание: «Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя детьми» — возможно, название картины неточное.

Прекрасные леди минувших эпох

  • http://profiles.google.com/amehitory Ame NN

    Графиня Екатерина Скавронская — какая миленькая! Прелесть просто ) Последнее платье — Елизаветы Алексеевны — просто ааах! )

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      Да, Скавронская действительно прелесть!)
      Платье Елизаветы мне тоже безумно нравится. Жаль, что портрет не в полный рост написан! И её украшения мне очень нравятся, с жемчужинами грушевидной формы. 

  • Аноним

    Красивые портреты, одежды и прически мягкие и струящиеся, мода новой эпохи.

    Нашла немного информации про картину «Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с двумя детьми»:

    Каролина де Мюрат [не следует путать с сестрой Наполеона] была вдовой Александра Фредерика Жака Массона, маркиза де Пезе. Он умер в 1777 году, оставив свою молодую и привлекательную вдову бездетной.
    Ее ближайшей подругой была Натали Виктурниен (1759 — 1828), маркиза де Руже [Роже], дочь герцога де Мортемара. В 1777 году она вышла замуж за Бонаба Алексиса, маркиза де Руже, который умер пять лет спустя. У них было двое сыновей, которые и изображены рядом с ней. В 1789 году всего через три дня после падения Бастилии г-жа де Роже и ее дети покинули Францию. Она, ее дети, ее мать, и г-жа де Пезе долго жили за границей.
     
    По легенде, сохранившейся в семье Роже, мадам де Пезе и мадам де Роже находясь в изгнании, сильно поссорились. Маркиза де Роже даже хотела вырезать из портрета свою бывшую подругу, но, к счастью, не смогла это сделать из-за положения правой руки г-жи де Пезе.

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      Спасибо за интересный рассказ!
      Надо же — поссорились настолько, что даже хотела вырезать свою бывшую подругу с картины! Прикольно:)