Главная > Картины > Фирс Журавлёв. «Перед венцом»

Фирс Журавлёв. «Перед венцом»

Давно хотела разместить две этих картины под одним названием. Вернее, два варианта одной картины. Вторая картина (под катом) считается более ранним вариантом картины Фирса Журавлёва «Перед венцом».

Зачем художнику понадобилось создавать два варианта одной картины, я так нигде и не вычитала. Может, захотел сделать более парадный вариант картины, восторженно принятой публикой. Тема-то была актуальной для России тех лет. С одной стороны — технический прогресс, железные дороги, эмансипация, а с другой — положение женщины во многих купеческих семьях по-прежнему оставалось угнетённым и браки по принуждению были нередким явлением.

Фирс Сергеевич Журавлёв (1836 — 1901) — российский жанровый живописец. Картина «Перед венцом», написанная в 1874 году, принесла художнику звание академика и широкую известность.

Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874 год

Фирс Журавлёв. Перед венцом, чуть ранее 1874 года

Картины

  • Анастасия

    Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. О ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала изображенное. Она имела такой успех, что художнику пришлось исполнить несколько повторений. В первом варианте невеста измучена и в отчаянии от предстоящего брака. В.В.Стасов отметил, что отец не является купеческим деспотом или самодуром, как обычно изображали купцов в предшествующее десятилетие, но человек, всем своим образом мысли не понимающий и не видящий других возможностей дальнейшей жизни для дочери. Это – «Брак по приказу» (неслучайно картина имела и такое название). И вновь Журавлев возвратился к теме насилия над женскими судьбами, в том числе со стороны любящих родителей. Во втором варианте, более сдержанном в колористическом и композиционном планах, сокращено количество действующих лиц. Образ отца стал более суровым и непреклонным. В 1880 году он исполнил картину «Неравный брак», словно завершающую эту тему. Брак заключен, невеста в богатом интерьере в дорогом подвенечном платье в полном изнеможении вот-вот потеряет сознание. Картина скорее напоминала мелодраму, лишенную психологической глубины и серьезности произведений 1870-х годов.

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      Спасибо за подробное пояснение к картине!))

  • Маргарита

    я думаю, что автор создал две картины, потому что проследить сюжет. На более ранней картине девушка плачет перед отцом или дедом, возможно, за несколько дней до венчания. На второй же картине она рыдает уже перед священником в момент венчания. Так же бросается в глаза, что девушка на обеих картинах в одной и той-же позе — она страдает от того что не выходит замуж за любимого человека.