«Дорога перемен». Размышления по поводу

Посмотрела «Дорогу перемен» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, 2008 год, режиссер Сэм Мендес.

Начала смотреть на ночь глядя, почитав отзывы о фильме. Думала, посмотрю чуток, а остальное – завтра. Да не тут-то было: как села, так уже и не смогла оторваться от экрана.

Потрясающий фильм. Не спроста на него столько отзывов и рецензий. Тема, которая в нем поднимается, болезненна и актуальна для миллионов людей во всем мире.

В юности все нормальные люди мечтают жить насыщенной, интересной жизнью, заниматься делом, к которому лежит душа. И никто не мечтает стать заурядным обывателем, работающим на скучной работе и живущим от зарплаты до зарплаты. Герои фильма, Эйприл и Фрэнк, тоже были полны светлых надежд. Но после рождения первого, а затем и второго ребенка им пришлось поставить на своих мечтах и амбициях большой, жирный крест и проститься с надеждой переехать из маленького городка в интересное место, где жизнь бьет ключом, где море возможностей для самореализации.

road changes3

Фрэнк работает в офисе, на работе, которая кажется ему невероятно унылой, тщится заработать на прокорм семьи и выплату кредита за дом. Эйприл сидит в четырех стенах и пашет на унылом домашнем фронте. Она мечтала о карьере актрисы, но работать ей негде – в округе только один убогенький театрик типа «самодеятельности». Эйприл отчаянно страдает, она вся извелась и издергалась. И однажды ей приходит на ум отчаянная идея – бросить всё и податься в Париж, куда мечтал в юности перебраться Фрэнк. Но возникают два препятствия. Первое – Фрэнку дают повышение и прибавку к зарплате. Второе – Эйприл беременеет в третий раз и упускает время сделать аборт (легально в ту пору они были запрещены, но, как я поняла, на раннем сроке можно было что-то предпринять). Всё, конец! И без того шаткая надежда на перемену жизни накрылась медным тазом. Забудь, невезучая бедняжечка Эйприл, про свои мечты и амбиции. Ты обречена до конца жизни на домашнее рабство. «Безнадежная пустота», как говорит один из героев.

Надо, однако, заметить следующее. Хоть роман Ричарда Йейтса, по которому снят фильм, и не утратил за прошедшие полвека актуальности, в западных странах нашли вариант решения проблемы: не рожать детей, покуда не встанешь на ноги, не реализуешь в значительной мере свои мечты и амбиции и не разбогатеешь.

Результаты такой установки уже налицо: сокращение численности интеллектуального населения планеты. Плохо? А что делать…

Конечно, не всем молодым семьям грозит оказаться в положении Эйприл и Фрэнка. Кому-то повезло с родителями и местом рождения. Но в провинции таких семей миллионы…

А теперь немного о героях. Прежде всего, я хочу защитить Фрэнка. Его много ругают в рецензиях, мол, это из-за его эгоизма и слабости с Эйприл случилась трагедия. Минуточку, дамы и господа! Побудьте-ка сперва в шкуре Фрэнка, а потом судите. Фрэнк – ответственный человек, забывший о своих мечтах и амбициях ради семьи. Бросить все и податься в Париж с беременной женой… Простите, а что дальше? На какие шиши он будет содержать эту ораву? И кем он будет в этом чужом, хоть и прекрасном Париже?

Мне безумно жалко обоих. Эйприл… как прекрасно я её понимаю! Молодая, интересная и не лишенная талантов женщина, с пылким сердцем и развитым интеллектом, вынуждена вести жизнь домохозяйки в провинциальном городишке…

Наверное, герои сделали роковую ошибку в самом начале. Нельзя было приезжать в эту глушь и закрепляться здесь «до лучших времен», надо было сразу бороться за выживание в большом городе. Пока были не истрачены силы, пока не появилась усталость от борьбы за выживание, пока не издергались нервы, не ухудшилось здоровье…

И не говорите мне, что место жительства не решает внутренних проблем человека! Уж я-то прекрасно знаю, что решает – я сама была в диком ужасе от перспективы вернуться после института в родной городок. Я понимала, что, если вернусь туда «на время, до лучших времен», мне конец – я очень слабый, безвольный человек, я не смогу выбраться, у меня не достанет сил! Голодай, живи в плохих условиях, но держись, призвав на помощь мужество отчаяния и инстинкт самосохранения. Только не иди на компромисс, не обретай болотистую стабильность, которую потом будет страшно оставить.

Фрэнк и Эйприл, возможно, тоже не зависли бы в маленьком городишке, да Эйприл, на беду, не вовремя забеременела. Наверное, устроиться так, как устроились они, было благоразумным решением на тот момент. Но потом родился второй ребенок, и они завязли в болоте. Да, в их жизни появилась стабильность – свой дом, небольшая, но стабильная зарплата Фрэнка. Нельзя сказать, что они ничего не добились в жизни – учитывая изначально плохие стартовые условия, они кое-чего добились. Но этого не хватало для того, чтобы чувствовать себя довольными жизнью. Ни Фрэнк, ни, тем более, Эйприл не получили возможность для самореализации, не осуществили свои мечты.

Считаю, что этот фильм в обязательном порядке нужно смотреть, тем, кто еще только собирается вступить в сознательную жизнь. Смотрите, анализируйте, думайте, обсуждайте… чтобы не повторить печальную судьбу Эйприл и Фрэнка.

Да! Не сказала ни слова про игру актёров… Скажу одной фразой: выше всяких похвал.

road changes1

road changes2

Героини романов и кино, Знаменитые актрисы, Отношения мужчины и женщины