Главная > Прекрасные леди минувших эпох > Поль Деларош. Портрет Генриетты Зонтаг

Поль Деларош. Портрет Генриетты Зонтаг

Этот замечательный женский портрет встретился мне совсем недавно, раньше я его никогда не видела. Зато фамилию изображённой на нём дамы я помню с подростковых лет, так как она упоминается в рассказе Проспера Мериме «Этрусская ваза»… кстати, рекомендую к прочтению, если кто-то не читал.

Генриетта Зонтаг (1806 — 1854)  была немецкой оперной певицей с волшебным, пленяющим голосом. С 1830 по 1837 год концертировала в Петербурге и Москве. Но это были уже концерты не для широкой публики, а для избранных, так как официально Генриетта покинула сцену, выйдя замуж за итальянского дипломата графа Росси. Собственно, из-за службы мужа она и оказалась в России, где супруги провели около 10 лет своей жизни.

Поль Деларош. Портрет Генриетты Зонтаг, 1831 год. Эрмитаж

Из-за революционных событий в Европе 1848-1849 годов семья Генриетты разорилась и оказалась буквально на грани нищеты. И тогда певица, которой в то время исполнилось 43 года, решает снова выйти на сцену. Вопреки опасениям, успех выступлений Генриетты был оглушительным. Но для обеспечения будущего детей требовалось много денег, и певица выступала, не щадя своего здоровья. Во время гастролей в Мексику, где свирепствовала эпидемия холеры, она заболела и умерла вдали от родины, не дожив до 50 лет. Ужасно печальная история!

Но до чего же хорош портрет Генриетты Зонтаг работы Делароша! Я видела другие портреты певицы, она там тоже красива, но с этим ни один не сравнится. Но портрете Делароша Генриетта не только выглядит обворожительной красавицей, но и вся её утончённая, прекрасная и чистая душа видна, как на ладони.

И ещё мне при взгляде на этот портрет почему-то вспоминаются строчки из «Анны Карениной»:

«Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и что ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная».

Прекрасные леди минувших эпох