Главная > Героини романов и кино > «Сага о Форсайтах» Голсуорси: за Сомса против Ирэн

«Сага о Форсайтах» Голсуорси: за Сомса против Ирэн

Не буду касаться содержания произведения, так как о нем можно прочитать и в других местах, а сразу перейду к героям. Предупреждаю: очень категоричные суждения!

Ирэн Форсайт… Ну что сказать? Давненько мне не попадался женский персонаж, который бы вызвал такую глубокую антипатию. Ибо то психологическое насилие, которое Ирэн и ее второй муж, Джолион Форсайт, учинили над своим сыном Джоном, не укладывается ни в какие цивилизованные рамки.

Ладно, допустим, Ирэн действительно стала бы очень несчастной, если бы ее единственный сын женился на дочери первого мужа, которого Ирэн ненавидела. Допустим даже, что у Ирэн было морально право бороться против этого брака. Но меня до основания души возмущает ее ханжество и двуличие! Оказать на 19-летнего мальчика массированное психологическое давление, а затем, когда он уже морально сломлен, заявить:

— Не думай обо мне сынок… Думай о себе и о своем счастье…

Знаете, господа… Есть предел любому цинизму и лицемерию.

Заставить сына принести в жертву свою любовь и при этом хотеть выглядеть в глазах этого сына «белой и пушистой»… Что ж, я понимаю Ирэн: любая мать хочет остаться в глазах своего ребенка «белой и пушистой», даже совершив подлость… Однако понятия «житейская хитрость» и «порядочность» — это не одно и то же, и надо быть честной, если не перед другими, то хотя бы перед самой собой. У Ирэн я этого не заметила.

Вердикт: лицемерка, ханжа и святоша.

«Огромное зло», причиненное Сомсом Форсайтом Ирэн

Не понимаю, в чем оно заключается. Ирэн говорит, что Сомс якобы мучил ее на протяжении долгих лет и пользовался ею как вещью, как рабыней…
Но, простите, голубушка… А какие меры вы приняли, чтобы вырваться из этого самого рабства? Вы даже на развод не удосужились подать! А когда Сомс предложил развод, стали от него скрываться и убегать.

Опять-таки, Ирэн прожила с Сомсом всего три года. Так что сказать, что он мучил ее много лет, никак нельзя. Захотела уйти – и ушла, и Сомс ничего не смог сделать. Только вот уходить надо было раньше, как только закрутилась любовь с этим архитектором Босини. Чего не уходила от мужа, чего ждала? Ждала, когда Босини построит дом для твоего мужа и отгребет бабла и известности? Простите, господа, но это… как-то совсем не вписывается в рамки порядочности.

Ждала, ждала, и, наконец, дождалась того момента, когда у мужа сдали нервы, и он изнасиловал ее. И что же Ирэн делает дальше? Бежит к любовнику и рассказывает ему об этом! Ну не дура ли, а? А любовник, расстроившись, попадает под экипаж и погибает. Кто виноват? По-моему, явно не Сомс Форсайт.

И, кстати, этот молодчик Босини тоже хорош! Как он прятался от своей невесты, когда влюбился в Ирэн? Встретил на улице, развернулся и дал драпака, вместо того чтобы честно сказать, что раздумал жениться, и попросить прощения! Как говорится, без комментариев.

Вообще, вся эта компания моралистов – Ирэн, ее второй муж Джолион и их сын Джон вызывает у меня большое НЕуважение. Кто они такие, по сути? Потребители, способные лишь на то, чтобы проживать деньги, которые заработал для них кто-то другой.

А как Джолион воспитал двух своих сыновей? Вырастил из них раздолбаев! Джон вообще не был способен к какому-то делу и радовался, что его родители богаты. Он сам говорит, мол, какое счастье, что у предков есть деньги, а иначе не представляю, как бы я зарабатывал на жизнь. Ну, этот хоть честен перед самим собой!

Так вот такому тюфяку как раз и нужна была такая жена, как Флер Форсайт! Чтобы не пропал в случае какого-нибудь экономического кризиса. К тому же, Флер полюбила его таким, какой он есть, глядя на него без розовых очков. То есть, отдавая себе отчет, что он тюфяк и что его единственное достоинство заключается в добром и верном сердце. На мой взгляд, пара получилась бы удачная – у каждого есть то, чего не хватает другому. Но Ирэн было на это плевать! Главное – не иметь дел с бывшим мужем.

Так в чем же заключалась самоотверженная любовь Ирэн к сыну? Ни в чем, ее любовь эгоистична. Ирэн ничем не пожертвовала ради сына, напротив, она потребовала жертвы от него. И, к слову сказать, Ирэн с мужем нередко ездили путешествовать, надолго оставляя сына с нянечкой. На мой взгляд, это тоже говорит о ее НЕ самоотверженном отношении к сыну. Могли бы и пацана с собой брать… да только на кой черт он нужен, только лишние хлопоты в поездке:))

Вердикт: лицемерка, ханжа, святоша и эгоистка

Джолион Форсайт, второй муж Ирэн.

Загулял в молодости от жены и ушел к любовнице, бросив маленькую дочку. Потом, когда отец его простил и облагодетельствовал деньгами, вынудил эту самую дочку жить в одном доме с женщиной, причинившей зло ее покойной матери. Затем, похоронив вторую жену, Джолиан влюбляется под старость лет в Ирэн и женится на ней – не женщине, укравшей у его дочери жениха!

Ладно, в жизни всякое бывает, «никто не свят, кроме Господа Бога». Но как же такой человек смеет считать себя порядочным и осуждать, например, того же Сомса?! Божественно! Прелестно! Как говорится, «в чужом глазу соломинку различаем»…

А вот Сомс Форсайт вызвал у меня горячую симпатию и сочувствие.

Его многолетняя любовь к Ирэн, его самоотверженная любовь к дочери, его деловая хватка, его способность глубоко чувствовать и переживать… Да, ему не хватает душевной чуткости и широты взглядов. Но на то он и «логик-сенсорик», а не «этик-интуит», то есть все закономерно, нельзя упрекать человека в том, что ему какие-то качества не даны от природы. Зато Сомс способен на любовь, верность и деятельную заботу, он порядочен и надежен. Он — цельная натура, не мечется в поисках «говносмысла жизни», а занимается ДЕЛОМ.

И еще, Сомс способен на духовный рост, на развитие. А у Ирэн я не заметила никакого духовного роста. Уж, скорее, налицо деградация от сытой и беспоблемной жизни на дармовых харчах.

Кадры из фильма: Ирэн и Сомс; Джон и Флер; Ирэн, Сомс и Босини; Ирэн и Сомс; Сомс и Флер; Ирэн и Сомс; кадр из другого фильма, 40-х годов.

Героини романов и кино

  • Лидия

    Голсуорси добрый, любящий свою родную Англию человек. Все люди его эпопеи — это портрет нации. Рассматривать каждый персонаж отдельно довольно затруднительно, т.к. он несет на себе только частичку характеристики общего организма общества. В книге есть вступление, в котором немного и схематично поясняется направленность образов. Выделить одного хорошего или одного плохого — это упростить и, даже извратить дух произведения. Во всех, без исключения образах есть черты привлекательные и не привлекательные, как и в жизни. Простите.

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      Наверное, Вы правы, и нельзя так категорично судить о персонажах этого великого и сложного произведения. Но так уж вышло, что у меня лично главная героиня вызвала резко негативное восприятие, и я не смогла удержаться, чтобы не написать эмоциональный пост. Но это, конечно, вовсе не означает, что мое субъективное мнение следует принимать за истину в последней инстанции:) Просто это мое мнение и мое восприятие, не более того:))

  • http://profiles.google.com/amehitory Ame NN

    Ого ) В пору идти и перечитывать ) Тем более, давненько я «Сагу» в руки не брала, лет 5 наверное. Но помню, что сочувствовала Ирэн. Впрочем, к Сомсу при этом испытывала тоже сочувствие — он человек своей эпохи, трудно его винить за это…
    Вот про остальное затруднюсь сейчас соглашаться или спорить ) Но почитать мнение было интересно )

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      Ага, что называется, разнесла героиню в пух и прах!) Думаю, что несколько лет назад я бы однозначно была на стороне Ирэн и сочувствовала больше всего ей. Но вот теперь почему-то не могу:)

  • Marysha

    не надо забывать, они получили воспитание людей конца 19 начала 20 веков, следовали ценностям Викторианской и Эдвардианской эпох, которые отличаются от наших,

    В защиту Ирэн можно сказать лишь одно, первая волна феминизма только начиналась, женщины могли строить свою жизнь только на основе принадлежности к определенному мужчине и, как правило, на его условиях.

    Сомс просит ее выйти за него замуж шесть раз, она, наконец, соглашается, но требует, чтобы он мог освободить ее, если брак не получится. Сомс соглашается, и затем быстро забывает о своем обещании. Да, она освободилась лишь через три года, однако, это слишком быстро и довольно скандально по тем временам.

    Что касается ее сына, ему всего 19 лет (ребенок даже по нашем меркам), все просто — Ирэн не хочет, чтобы он связывался с семьей ее врага.

    Для Сомса Ирен — идеальная женщина, викторианская жена и мать; владение, как и предметы искусства. Для Босини — романтическая героиня в бедственном положении, которую он должен спасти. Для старого Джолиона она — юность, жизненная сила, «второй шанс» в жизни. Молодой Джолион, видимо, понимает ее лучше других, так как они были друзьями. Женщины в то время не могли самореализовываться без наличия мужчины, так и Ирэн «лепила из того, что было».

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      Я, честно говоря, не представляю, как в то время можно было развестись без скандала. В этой же «Саге» описывается процесс развода, для которого требуются очень веские причины, например, доказанная измена одного из супругов или его безобразное поведение. В таком случае как мог Сомс освободить Ирэн? Ведь нельзя было развестись «просто»… Кстати, вот Голсуорси тоже почему-то не пишет, каким образом Сомс предполагал разводиться с Ирэн, если бы выполнил свое обещание освободить ее, если она захочет! Может Голсуорси и сам этого не знал, тем более что по сюжету это было не нужно?))

      С сыном вроде бы все просто. Но имеет ли родитель моральное право требовать от ребенка отказаться от любви? Я все-таки считаю, что Ирэн должна была ради сына перебороть свою неприязнь к Сомсу. Иначе у нее действительно не получается самоотверженной любви к сыну. Самоотверженный — это тот, кто жертвует, а тот, кто требует жертвы — эгоист. И, главное, что девушка ведь неплохая была — разве не это самое важное?

      По поводу всего остального согласна с Вами:)

      • NA3762

        Н. Я думаю, что Ирен не требует никакой жертвы, но Джон не посторонний , а любимый человек и допустить его родство с семьей человека, которого она «терпеть не может» Ирен не под силу, да и не надо…. Джон другой породы,у него с Флер разные ценности в жизни, они из «разного теста», и как Ирен может допустить, чтобы ее сын совершил огромную ошибку в своей жизни?Почему вы думаете, что Джон жертвует своим счастьем?
        Она его мать,она его любит…..,а у него  первая любовь, которая может стоить ему счастливой жизни…

      • Анн

        Я вас умоляю…Легко и просто. Она требовала свободы в плане освобождения от «брачных обязанностей». Тогда многие так жили: на людях вместе, по сути врозь. И требовала она это, прекрасно видя «озабоченность» Сомса ее «красотой», если хотите. Нерешительная? Три хаха четыре раза. Ирэн в лицо заявила будущему мужу, что не переваривает его («Вы дадите мне свободу»). Фигасебе нерешительность для того то времени. Это при том, что и побить то мог. Запросто. Вы забываете, что Джун была капризной девочкой, которой потакал дед, поэтому и выросла такой, якобы более решительной. Про Флер молчу вообще… Это другое поколение.
        В общем — никакая она не пассивная. ОНа 10000 раз права — если мужчине что-то нужно, он придет и сделает это. У Босини силенок не хватило. А если бы она «проявила решительность» тогда ?Бррр…

  • http://egorpanteleeff.narod.ru/ Y2w8s0Q

    При использовании трекбола надевайте коврик на палец.

  • Ката

    Полностью согласна с Вашим мнением. Сочувствовала скорее Сомсу, а Ирен своей нерешительностью, безответственностью и напускной загадочностью раздражала меня с самого начала. Не понимаю, почему у автора она олицетворяет «красоту». Мне кажется, что Голсуорси слишком упрощает это понятие, поскольку внешняя красота без внутренней цельности человека попросту лишена смысла.

    • http://blog4woman.ru/ Ольга Свириденкова

      И я тоже никакой внутренней красоты у Ирэн не увидела. Но, может быть, её и нет по авторскому замыслу? Ведь неспроста же автор постоянно подчеркивает достоинства внешности Ирэн! Невольно напрашивается аналогия с Элен Курагиной из «Войны и мира». Возможно, изначально Голсуорси и задумал Ирэн как очень положительную героиню, но в процессе создания романа получилось иначе:)

  • http://www.facebook.com/people/Gulnaz-Utkina/100001759428343 Gulnaz Utkina

    Что-то вспомнила сегодня про это произведение и решила немного почитать. 
    Аналогично, очень сильное раздражение вызвала Ирен. Хотя хотелось ее понять, хотелось увидеть во всех людей со своими переживаниями и желаниями. Найти какое-то оправдание и попытаться понять. Но ее не могу. 
    Не сейчас. Помню свое ощущение от прочтения несколько лет назад — ее полная пассивность. Автор описывает через свою призму — красивая, обаятельная, загадочная, мужчины восхищаются ею. Но где она настоящая? Ее будто нет. Нет личности. 
    Думаю, что автор лукавил… Где-то читала, что очень много в Ирен от его любимой жены. Именно характера, внешность он изменил, чтобы это не бросалась в глаза.
    Он описал идеальную Ирен. Оправдывая ее поступки ее ранимостью, тонкостью души. Это его взгляд, и видимо, поэтому так и раздражает. Потому что у этой медали есть и другая сторона. 
    Спасибо, совсем забыла про продолжение романа, где она запрещает сыну жениться. Спасибо, напомнили. Действительно — момент истины. Женщина уже давно замужем (и на этот раз ее вроде бы все устраивает), прошло много лет, а она все не ХОЧЕТ даже попытаться понять Сомса. И страдают их дети. В самом деле, правильно сказали — эгоистка.
    Сам автор очень любил свою супругу, почти боготворил. считал ее очень хрупкой, берег ее. Но сложилось так, что она пережила его на 20 лет. И она не смогла ему этого простить — что он оставил ее.

  • Ulyana

    Странно как можно было не понять. 
    Ирэн — женщина той эпохи. Олицетворение женственности. Истинной. Сейчас такой нет, возможно вы поэтому не можете понять ее пассивности. А в книге очень понятно написано — прелесть ее была в пассивности, нежности, она вызывала в мужчинах рыцарские чувства, желание оберегать. Она не могла сама решиться на такой шаг — уйти от мужа к Боссини. Она могла только покориться мужчине, поэтому скорее всего и вышла за Сомса, он был слишком настойчив. Тем более на нее давила тетка, или с кем она там жила. Боссини, творческая натура, не от мира сего. Он  был недостаточно силен чтобы отвоевать Ирэн, чтобы биться за свое счастье. 

    Сомс — человек для которого все меряется деньгами. Ирэн создана для любви, а Сомс любил ее, но скорее как красивую статую, украшение дома. Недаром автор описывает как он любил таскать ее в парк и наслаждаться  тем что все знают: «Это красивая женщина принадлежит ему.» Зная что его жена любит другого, он  ее изнасиловал. Не выгнал, не побил, не обругал, а изнасиловал. Это подло и мерзко. 
    Джолион любил Ирэн по другому. Для него она была как Вдохновение. Он ее именно любил, а не хотел ей владеть как вещью, как дополнением к интерьеру. 
    Образ Боссини как и образ Ирэн вызывает у меня восхищение. Читая роман понимаешь, что не все измеряется деньгами. правильно написал Голсуорси — любовь это свободный цветок, а не тепличный. Их любовь вступила в войну с целой эпохой и победила. Победила собственников Форсайтов и доказала — что любовь нельзя купить. 

    Что касается детей — очень жалко бедного Джона. Он  сын своей матери, никогда не был бы счастлив с практичной собственницей Флер. Флер — дочь своего отца, «яблоко от яблони». Джон витает в облаках, он чем-то напоминает того же Боссини. Правильно сделала Ирэн что пресекла их страсть. Думал она исключительно о нем. Она знала что дочь Сомса, будет той же породы что и ее отец. Конечно, она не могла не рассказать сыну о прошлом. Он должен знать кто отец предмета его вожделения. Он долго будет страдать по Флер, но она ему не пара. Не пара для долгой семейной жизни. Чтобы жить вместе люди должны быть похожи. У них должны быть схожие взгляды на жизнь. Джон и Флер — противоположности. Как Сомс и Ирэн. 

  • Tiron27

    Давно так не смеялся , пока не прочитал эту «рецензию» на Сагу о Форсайтах 

  • mi major

    То есть на лицо конфликт. Хрупкая Еська и роботоподобный Штир… 

  • Н и К

    Ирен представлялась воплощением чего-то светлого и нежного… Красавица с золотистыми волосами… У режиссера фильма видимо свое, по мне очень странное, представление об этой героине…

  • тоже блондинка

    Согласна с автором статьи на все сто. Ирэн, кстати, дурно экранизирована. Она было по книге потрясающе мягкой с виду, ароматной БЛОНДИНКОЙ, отчего у мужчин ехала крыша и она не видели ее суть — глупость, эгоизм и беспринципность. Я лично обожаю Сомса. И, к слову, его совесть — куда более чуткую, чем у маменькиного сынка Джона.

  • тоже блондинка

    И еще: хотя для меня Голсуорси — самый большой писатель, но как мужчина он тоже через КРАСОТУ не всегда видел душу в ее реальности. Он и сам признал в письмах: не видел изнутри Босини (Искусство) и Ирэн (Красоту), т.к. сам полу-Форсайт. Кстати, его жена Ада была больше похожа на вторую жену Джолиона, только чуть сдержаннее. А семья Голсуорси — мать и сестра особенно, — не простили ему Саги, т.к. это было о клане Голсуорси, хоть и перемешанно. Заметьте, полуслабаки в книге — молодой Джолион, Джолли, Джон — все они носят имя писателя. Он жену Аду просил звать его Джек! Чтоб иметь ДРУГОЕ имя, сильнее характер. Его в юности душили как личность — еле вырвался на волю.

  • Марта

    Хорошо, что перечитывая в который раз Сагу, набрела на эту ветку :)
    Полностью поддерживаю.
    Если очень кратко об Ирэн — все выразилось в одном вопросе Сомса: «Вы когда-нибудь думали о ком-то, кроме себя?» Что называется в самую точку.
    Абсолютно осознанно вышла замуж за деньги, сразу став в позу страдалицы, презирающей источник этих денег. Так иди в прачки, в гувернантки, оставь все свои платья, откажись от прислуги и изысканной кухни, прогулок-приемов и безделья-блямканья на пианино — в чем дело-то? Очень удобно презирать всех вокруг, упиваясь своей «утонченностью», и пользоваться всеми благами, заработанными и созданными этими презираемыми.
    Завела любовника, жениха подруги (так же «утонченно» и «возвышенно» полюбив) — упади перед подругой на колени, объясни ей все (Джун мучилась неизвестностью много месяцев!!!); проси развод у Сомса (честно взяв вину на себя), пусть любовник отказывается от строительства дома, заплатив все неустойки — вы ведь порядочные, в отличие от Форсайтов, деньги для вас ничто, вы духовные.
    Сомс надругался один раз над ее телом, Ирэн всю свою жизнь легко и спокойно, ни разу не задумываясь о чьих-то чувствах — надругивалась над душами всех, кто ее окружал. Ломая жизни ради своих желаний и; идя просто танком. О чувствах Сомса, Джун, даже Босини, сына она хоть раз задумалась? Хоть раз поступила — в ущерб себе? Ну а что она с сыном сотворила — об этом даже думать больно.

  • Ирина

    Можно наверно,понять антипатию Ирэн к Сомсу. Физическое отвращение необъяснимо. Но меня возмущает вранье во всем. Ирэн не говорит,что онаи спытывает отвращение к своему мужу и ничего не может с этим поделать. Она ищет причины все время,называет его собственником. Посмотрите на нее и молодого Джолиона…Они живут,как хотят. для них не существует долга,обетов. Он связался с гувернанткой, бросил жену с ребенком…и ничего. Это все правильно. Имеет право,его жизнь…Ирэн…живет с Сомсом,не любит его,но не уходит от него. Встречает Боссини…Ведь он жених Джун. А Ирэн наплевать…Она хочет быть с Боссини,и чихать на Джун. Вот тут,когда есть другой,она хочет освободиться от Сомса. Не потому,что она не любит Сомса,а потому,что она любит другого. Кстати,чужого жениха. Они живут,как хотят,следуя своим инстинктам и страстям,прикрываясь разговорами о своих правах и свободах. Зато за сыном своим они не признают такого права. Они в угол его загнали. А им всем хотелось насолить Сомсу. Скажите пожалуйста,он без ее согласия посетил супружескую спальню!Во всем вранье и лукавство. Никакая Ирэн не киска и зайка,слабая куколка,белая и пушистая! Она железная дама,жесткая,беспринципная,холодная. По трупам пойдет,ей наплевать на всех,кроме себя,даже на собственного сына. А Джолион…Да он тоже не блещет порядочностью и честностью. Просто ветвь старого Джолиона Форсайта ненавидит ветвь Джемса Форсайта. Потому как раз,что У Джемса сын-то что надо. Не проживает папины денежки,а приумножает фамильный капитал. Вот почему старый Джолион терпеть не может Сомса. Завидует. у него-то сынок,так себе. Художник…папины денежки проживает. О чувстве долга и не помышляет. Нет.ничего кроме антипатии эти герои не вызывают. А вот Сомс,Флер-это настоящие живые люди!

  • Анна

    Большое спасибо автору! Невероятно рада, что моё мнение разделяют. Только один вопрос, вы смотрели фильм или читали книгу? Или и то и другое?

  • ирина

    читаю комментарии и у меня такое чувство что люди не читали роман и вообще не понимают что такое буржуазия времен королевы Виктория и оценивают поступки людей так как будто бы дело происходит в настоящее время. Ирэн в ее браке с Сомсом заслуживает страшной жалости, современные люди наверно плохо себе представляют, что подавляющее большинство молодых женщин из буржуазной среды времен королевы Виктории выходили в Англии замуж вообще ничего не зная о половой стороне брака. и Ирэн не была исключением. и после того как она стала жить половой жизнью с Сомсом она поняла что сделала ужасную ошибку, а обратного хода нет- это Англия конца 19 века, а не 21 век с его свободой развода. в те времена развод-это как публичная порка, очень редкий случай среди крупной буржуазии. она пыталась себя переломить- не могла. а потом ее Сомс еще и изнасиловал. не понятно, почему Сомс у многих вызывает такое восхищение. и старый Джолион очень точно назвал Сомса- собственник.

    • mavis

      А, что, собственно плохого в том, чтобы быть собственником? И, знаете, хоть и прошло более ста лет, отношение мужа к своей красивой жене не меняется. Моя мама была потрясающе красива и она сама рассказывала, как отец постоянно таскал ее на прогулки, знакомил с друзьями и буквально упивался гордостью за свою красавицу жену. И это нормально, это естественно. Мужчина должен быть собственником, охранять «свое», так заложено природой. Это сейчас пошла полнейшая деградация у мужского населения, которые рады на шею женщине сесть и ни черта в жизни не делать.
      Ирэн же страшна по своей сути — хладнокровная и безразличная. Да, как женщина своего времени и воспитания она не может совершать решительные шаги, тогда женщины даже мыслили по другому и с этим я полностью согласна. Но! Она может не плевать на чувства людей, которые ее окружают. Сомс, видите ли «собственник», она его ненавидит и точка. Она даже не пытается найти в нем положительные черты, понять, вникнуть в его дела, интересы. И не потому что в те времена женщины не могла этого. А потому что _лично она_ этого не хочет. Джун — капризная избалованная девица. Значит она априори недостойна любви? Недостойна счастливо выйти замуж? Значит, ее нужно обманывать на протяжении долгих месяцев? Почему? Нет, не потому что Ирэн не может на что-то решиться, не может оставить своего любовника и потребовать, чтобы он, наконец, определился и все честно рассказать. Она просто _не хочет_. Ей удобно, а на чувства остальных плевать. Ситуация с сыном аналогична. На первый план выступают _ее_ чувства. Да, они прикрыты заботой о ребенке, но, право же, а что мешало Джону, подобно ей же, развестись с Флер, если что-то там у них не заладится? Не забывайте, что было уже начало 20 века, жизнь менялась и, не думаю, что Ирэн в сорок лет была настолько наивна, чтобы этого не понимать. Но она не дала сыну ни право на счастье, ни право на ошибку. Вот просто потому что _ей_ было неприятно, _ей_ не хотелось быть связанной с Сомсом, даже через сына. И именно все вышеперечисленное заставляет меня не любить этого персонажа. Да, она многое не могла, как женщина своей эпохи. Но, с другой стороны, она могла очень, очень многое просто как человеческое существо наделенное совестью, добротой, пониманием. Этого не может отнять ни одна эпоха на свете. Но из главы в главу Ирэн не проявляет никакой душевной чуткости к другим людям, никакой доброты, и совесть ее спит мирным сном. Для меня это героиня символ внешней красоты, которая служит оболочкой для внутреннего уродства. Абсолютно бездушное создание.